Главная | Регистрация | Вход
"Пчелка"- Персональный сайт Масленниковой И. В.
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Конспект конкурсной НОДв подготовительной группе по теме «Посиделки у Марьи Искусницы»
    05.12.2016, 16:25

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20 «Рябинушка»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Конспект

    конкурсной непосредственно – образовательной деятельности

    в подготовительной группе

    по теме  «Посиделки у Марьи Искусницы»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                        Воспитатель МДОУ

                                                                          Детский сад № 20 «Рябинушка»

     Масленникова Инна  Васильевна

                                                       с.Александровское

                                                                    ул.Дзержинского 133 кв.2

     

     

     

     

     

    2016г.

    Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольника  (доброты, честности, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, к своим родным, любви к Родине) через приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры.

    Задачи:

    Образовательная область  «Социально – коммуникативное  развитие»

    (Социализация, развитие общения, нравственное воспитание)

    - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, договариваться, помогать друг другу;

    - способствовать  развитию  интереса детей к    устному народному творчеству, в котором   даются   представленияо  нравственных качествах: о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д.

    Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (приобщение к искусству)

    - приобщить  дошкольника  к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах: загадки, пословицы, поговорки, пестушки, песенки, заклички, прибаутки.

    ( Изобразительная деятельность  - прикладное творчество)

    - Формировать умение создавать игрушки для сюжетно – ролевых игр, используя образец (технологическую карту).

    Образовательная область «Речевое развитие»

    -  формировать умение воспринимать  поэтическую  речь,  развить   чувство ритма и рифмы,

    -  развить  выразительность  детской речи  через  произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

    Методы и приемы:

    словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, художественное слово.

    наглядный  метод: показ презентации «Вечерние посиделки  в старину»,  рассматривание  тряпичных кукол.

    практический метод:   показ изготовление куклы «Пеленашка»

    Инновационные методы и приемы: фольклорная арт. – терапия (Л.Д.Назаров), музыкотерапия.

    Словарная работа: фольклор, народная мудрость, жанр,«Хозяюшка – благополучница»,«Кукла -  покосница»,«Валдайский Колокольчик», свивальник.

    Материал к НОД: тряпичные куклы, корзины, презентация, музыкальное сопровождение, заготовки ткани.

     

    Ход:

    Звучит русская народная песня  «и воспитатель выходит в русском народном костюме.

    Воспитатель:

    Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

    Гости жданные, званные, желанные!

    По обычаям Российским - всем гостям поклон мой низкий,

    С добрым словом и любовью

    С хлебом – с солью!С хлебом – с солью!

    Будьте как дома, устраивайтесь поудобнее!

    Милости просим ко мне на посиделки!

    Милости прошу!

    Воспитатель: Я пришла к вам в гости, чтобы с вами  познакомится и подружиться. Меня  зовут  Инна Васильевна, сегодня  я  буду  в  роли  Марьи  Искусницы и приглашаю вас на посиделки.

    Давайте  ребята с вами станем в круг и поглядим в окошко.

    Солнышко, солнышко, загляни в окошко!

    Загляни в окошко, порадуйся нам немножко,

    Чтоб денек чуть - чуть был дольше,

    Чтобы мы узнали больше, чтоб игрушки не скучали, и с нами поиграли!

     Дети, как вы думаете, что я сейчас рассказала? (ответы детей – потешка)

    Давайте мы порадуемся солнышку и подарим,  друг другу улыбку  и  добрые  пожелания на весь день, называя, при этом  имя соседа  ласково, с  нежностью.

    Воспитатель:  Начнем с меня - Данилушка, я рада тебя видеть, и  желаю  тебе  хорошего настроения.

    А теперь, я хочу узнать ваши  пожелания своим друзьям.

    (ответы детей)

    Воспитатель: Я пришла к вам в гости  и принесла с собой  корзину, а что в ней находится, отгадайте загадку:

    Волосы льняные,                                                                                                                 

    В них ленточки цветные.

    С лоскутков её скрутила

    В сарафанчик нарядила.

    Сарафанчик из сукна.

    Догадайтесь, кто она?        (кукла)

    Еще одна  подсказка – загадка

    Я хорошая игрушка.

    Буду девочкам подружкой.

    Я могу сидеть в коляске,

     Закрывать умею глазки.

    Я прошу меня любить,

    Не ронять меня не бить.

    Воспитатель: О  ком  говорится в загадке? (ответы детей). Правильно ребята – это кукла. Посмотрите, каких красивых кукол я вам принесла. Помогите мне их рассадить, чтобы было видно каждую. Это куклы особые. Сегодня на наших посиделках мы многое о них узнаем.

    Кукол делали долгими зимними вечерами  женщины  на  Руси, как вы думаете, для кого?

    (ответы детей)

    Давайте посмотрим на экран. Презентация «Вечерние посиделки  в старину». 

    (рассказ воспитателя)  Давным-давно во время «посиделок», женщины и их  дочери, мастерили тряпичных кукол (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. В процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок, нити и ткани рвали руками.  Тряпичные куклы на Руси рассматривались как эталон рукоделия  женщины, как  хранительницы родовых традиций, поэтому часто на «посиделку», вместе с прялкой, они брали повозку с куклами. По ним судили о вкусе и мастерстве их владелицы. Каждая кукла имела своё предназначение.

    Воспитатель: Во время  посиделок женщины и дети, использовали произведения  устного народного творчества. Вы знаете, что  такое - устное народное   творчество?   Как оно называется одним словом?- фольклор.

    Воспитатель: А вы знаете, что относится к жанрам фольклора?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, это - русские народные песни, пословицы, поговорки,  прибаутки, загадки, скороговорки, частушки, пестушки,  народные игры, хороводы, сказки. А так же потешки, с  которой  мы начали наше знакомство!

    Воспитатель: А как вы думаете, кто их сочинил?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, народ. «Фольклор» - переводится, как «народная мудрость».

    Воспитатель: Ребята, я вас сегодня познакомлю с народными тряпичными  куклами, с которыми играли ваши прабабушки,  с бытом, традициями, обычаями русского народа, а также с жанрами фольклора, которые использовали  для обыгрывания  образа  куклы.

    ( поочерёдно представляет  кукол)

    Кукла «Хозяюшка – благополучница. - это очаровательная, тряпичная куколка, которая приносит в дом радость, благополучие.Как вы думает, что такое благополучие?   Чтобы в доме был достаток,  добро, радость, здоровье. Куколку  можно подарить друзьям и родным с пожеланием достатка и благополучия в доме.Когда дарили куклу, то  приговаривали прибаутки и поговорки:

    Наша деточка в дому,

    Что оладышек в  меду.

    Красно яблочко в саду!

    Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта прибаутка? Правильно, о том что детей в этой семье очень любят.

    В дружной семье и в холод тепло.

    А в недружной семье  тепла  не бывает.

    Воспитатель. А здесь о чем говорится?  Правильно, если в семье все дружные, друг за друга переживают, то там всегда тепло, даже в холод – прижмутся друг к другу и согреют. А если не дружная семья – каждый по отдельности – можно замерзнуть и благополучия не будет. Правда?

    Вот видите, как  народ подмечал все вокруг  и придумывал  мудрые прибаутки поговорки.

    «Кукла -  покосница» - символизирует  образ женщины во время сенокоса. Первый покос издавна считался праздником. Эту куколку закладывали в стог сена, кто находил эту куклу - тому удача сопутствовала весь год.  В народе сочинили частушку, об образе этой куклы:

    Травушка-муравушка,

    Коси, моя сударушка.

    Накосила сена воз,

    Милаша осенью увез.

    Воспитатель: Ребята, как  вы считаете, можно ли эту куклу  назвать символом женского  труда?

    А еще,когда закладывая эту куклу в стог сена – люди проговаривали закличку –

    Солнышко, выгляни!

    Красное, высвети!

    К нам на поле иди,

    Ладить косы и серпы!

    Воспитатель. Ребята, слышали ли вы когда  - нибудь слово «закличка»? Нет?  Слово «Закличка» происходит от слова «кликать», т. е «звать», «громко кричать». Понятно? (Воспитатель читает еще раз закличку)

    Воспитатель.  Так кого здесь звали? Правильно – солнышко. А зачем? Чтобы не было дождя – люди покосили траву на корм домашним животным.

    «Куколка -  капустка» - это образ замужней женщины, матушки – кормилицы. Кукла  так же является  символом  благополучия и достатка в семье, а также напоминаем, что к матери – маме  относится с почтением и с любовью.Не грубить, слушаться ее во всем.

    Вот есть поговорки о матери.

    -При солнышке тепло, а  при матушки  -  добро. Как вы это понимаете? (ответы детей).

    - У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.

    Давайте эту поговорку объясним – как это понимать?

     Правильно дети – у вас есть братик  и сестричка – мама любит вас обоих. Вот и идет сравнение с пальцами руки.

     

    «Кукла – Веснянка», символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Все  люди  с нетерпением ждали прихода весны  и  закликали т.е. звали  её. Дети, а что такое закличка, мы уже с вами говорили об этом.

    (ответы детей)

    Воспитатель. Молодцы! Запомнили.

    Приди, весна, с радостью!

    С великою милостью:

    Со льном высоким,

    С корнем глубоким,

    С обильными хлебами!

    С высокими снопами!

    Воспитатель: Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц.

    Образ  куклы –«БарыняЛадушка» очень близок любой русской женщине. Все у нее под контролем, совсем управляется, при этом не теряет жизнерадостности и чувства юмора. Одежда у нее богатая, руки в хозяйской позе. Ее еще называют Барыня-Ладушка. Ладушка  - потому что при такой хозяйке все ухожены, никто не забыт - мир и лад в доме.

     Воспитатель. Дети, а  у  вас кто хозяйка в доме? Правильно – мама. А хозяин дома? – папа.

    Послушайте пословицы о Ладушки – хозяйки.

     «Хозяйка в дому, что  пчелка в саду»

    Без хозяина двор плачет, без хозяйки  изба»

    Давайте их разберем.  Что значит пчелка в саду?

    А еще в старину  люди любили  водить в праздники  хороводы. Вы знаете какие либо хороводы?

    Хоровод  «На горе то калина…»

    Кукла –   «Крупеничка - Зернушка» необычная, в виде мешочка с зерном, из первого урожая.  Кукла Крупеничка символизировала сытость, богатство и достаток в доме, ведь, в древней Руси основой питания была каша. Первое зерно в Крупеничке символизировало сбережение силы Кормилицы Земли.Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном, чтобы в доме всегда было счастье и много хлеба, её дарили на Рождество, приговаривая  слова из  колядки:

    Эту куклу вам вручаю,
    И от всей души желаю:
    Пусть она вас бережет,
    Счастье в дом ваш принесет!

    Кукла - «Крестьянка» - являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода,  плодородия, гостеприимства. Она была участницей многих  народных праздников.

    А русские пословицы гласят:

    «Умел в гости звать, умей и угощать»

    «Добрый гость всегда впору»

    «Гостю щей не жалей, а погущелей

    Кукла – «Обережка»  -  передавалась от матери к дочери.  Делали  кукол  мамы только для  дочерей, считалось, что счастье у дочери будет  только тогда,  если  она  сбережёт   эту куклу, до рождения своей дочери. Мама напевала  песенку:

    Тряпичную куклу сшила мама дочке,

    Надела  на  ножки    красные носочки.

    Ниточки – косички, платьице в горошек.

    Вся теплом согрета маленьких ладошек.

    Кукла «Валдайский Колокольчик» - колокольчик радости, так ее называют. Она приносит в дом радостные вести, гостей.  Дарили её гостям, произнося слова: «Кого люблю – тому дарю». Произнося  слова пестушки  -    песенки приговорки.

    - Наша Катя выбегала
    - Дорогих гостей встречала
    - Ворота им отперла,
    - В  нову горенку ввела.

    Куколка  Пеленашка» на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый нитью, которая называется - свивальником. Для новорожденных детей, их мамы  делали  кукол  –  пеленашек.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите кукол, и скажите, чем отличаются старинные куклы от наших современных кукол?

    Ответы детей (Нет лица).

    Воспитатель: Правильно, куклам не рисовали лица. Ребёнок сам «додумывал» какое лицо у куколки в его очередной игре.

    Воспитатель: Сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и изготовить  свою  куклу - пеленашку,работу будем выполнять с любовью и теплотой.

    Порядок   выполнения   работы:

    1 этап.Начинаем изготовление куклы с туловища. Нашу заготовку
    белого цвета сворачиваем в столбик. Это туловище куклы, посередине заматываем ниткой, затем отступаем  от верха валика 4 см  и ещё раз перематываем нитками, обозначая голову.  Высота готовой трубочки должна быть около 10 см.
    2 этап. Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку
    ложем нашу заготовку - туловище и закладываем стороны косынки слева на
    право, и справа налево.

    3 этап. Берем  следующую заготовку, и сворачиваем вокруг туловищакуклыслева направо, и справа налево, получилась юбочка,  подворачиваем  край  заготовки,  обматываем  косынку и туловище  нитью - свивальником, чтобы  они  держалась.У вас получилась кукла – пеленашка.

    Воспитатель: Ребята,  а вы хотите,  спеть  колыбельную  песню  для  ваших кукол? Давайте я начну,  а вы мне помогайте, подпевайте.

    Люли – люли – люленьки!
    Люли – люли – люленьки!
    Где вы, где вы, гуленьки?
    Прилетайте,
    На кровать,
    Начинайте,
    Ворковать.
    Люли – люли – люленьки,
    Прилетели  гуленьки!
    Сели в изголовье,
    Спи, наздоровье.

    Дети поют колыбельную для кукол. 

    Воспитатель:  Своих  красивых  куколок, вы можете подарить своему младшему брату  или сестре.

    Рефликсия.

    Воспитатель:  Что нового вы узнали? Какая кукла заинтересовала вас больше всего? Какой  жанр фольклора вам  запомнился лучше всего? Какую куклу мы с вами сегодня делали? Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: maslennikovainna2017
    Просмотров: 982 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar