Главная | Регистрация | Вход
"Пчелка"- Персональный сайт Масленниковой И. В.
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Конспект НОД "Трудом красен человек"

    Тема: «Трудом красен человек»

    Воспитатель: Масленникова И.В.

    Цель: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой казачества.

    Задачи:

    Образовательной  области «Социально - коммуникативное развитие»

    ( нравственное воспитание):

    - сформировать представление о жизни казаков, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды;

    -  развивать интерес к истории казачества.

    Образовательной области «Речевое развитие»

    - продолжать работу по обогащению бытового словаря детей;

    - побуждать детей интересоваться смыслом слов быта казаков.

    Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

    - продолжать развивать декоративное творчество детей;

    - продолжать учить плавным поворотом руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к  веточке);

    - развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.

    Словарная работа:  глэчик, макитра, рубель, шапка - кубанка, рушник, настольник, гончар.

    Предварительная работа: заучивание пословиц о казаках, подборка иллюстраций предметами  из быта казаков, песен о казаках.

    Методы и  приемы: наглядный метод (просмотр презентации),  словесный метод (рассказ о предметах быта казаков, рассказ пословиц, загадывание загадки), практический  метод (роспись узором калины - глэчика); словесный  приём (загадка,  пословицы), наглядный приём  (показ  презентации).

    Материал:  трафарет, краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, презентация о труде казаков.

    Ход:

    Воспитатель:    Ребята, сегодняшняя наша встреча посвящена  нашим трудолюбивым предкам, а каким, вы сейчас узнаете, прослушав фрагмент р.н.песни («Мы казаки, казаки»…)   Как вы думаете, кто исполнил эту песню?

    Дети:   Казаки.
    Воспитатель:    Правильно,  песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, крепкие,  независимые, сильные, храбрые, умелые.  Самым главным занятием казаков  -  охрана границ России от врагов. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

    Воспитатель: сегодня, вы познакомитесь, с некоторыми предметами  из быта, которыми пользовались наши далекие предки.

    Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов.

    Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове кубанка, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются  к поясу казака. О казаках, в народе сочинили пословицы, давайте их расскажем:

     -  Казак без коня, что солдат без ружья.    

     -  Казак в беде не плачет.                                                 

      - Конь казаку – лучший друг.                      
      - Казак сам голодает, а конь его сыт.     

     - Терпи казак - атаманом будешь.           

     -  Казаку честь-родину беречь.                

     - Казачьему роду-нет переводу.             

     - Где казак - там и слава.                        

    -  Без коня казак кругом сирота.             
     - Казак без службы, не казак.                 

    Воспитатель: жена казака -  казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, погладить её. Белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким. Повторите, как называется такой утюг?

    Дети: рубель!

    Воспитатель:  Казачка должна была приготовить пищу. А где, отгадайте загадку:

    Стоит изба из кирпича,

    То холодна, то горяча.

    Зимой много ест,

    Летом много спит.

    Тело тёплое, а крови нет.

    Сесть на неё сядешь,

    А не везёт.

    Внутри огонь горит,

    Из трубы дым валит,

    Кашу варит, блины жарит. (Ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили одежду, в холодное время года спали на печи, на её лежанке. Хлеб пекли в печи сами. У каждого в доме была большая печь с лежанкой. А к празднику казачки пекли каравай. А летом пользовались печью стоявшей во дворе, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом.

    Раньше говорили: «Всё, что в печи, - на стол мечи». Ели казаки за деревянным столом, у которого стояли лавки. Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха и все должно этому служить. Возле кровати родителей находилась колыбель. Как вы думаете для чего? (ответы детей)

    Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди  трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,  это занимало все их время. А зимой такой работы нет.
    Воспитатель:  Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник,  потому что ее клали на стол.

    Воспитатель: А вы знаете, как  называли полотенце? 

     Дети: Рушник.
    Воспитатель: Посмотрите , какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных. 
    Воспитатель: Посмотрите, какие цвета они использовали?
    Дети: Красный и черный.
    Воспитатель: Вышитыми рушниками  украшали хату. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом.

    Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов  казаков было гончарное ремесло. Вы знаете, что делали из глины?
    Дети: Из глины делали посуду, детские  игрушки, кирпич.

    Воспитатель:  Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами. 

    Запомнили название посуды? (повторите).

    Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать  глэчик  узором – «ветками калины».

    Работы детей «Роспись узором калины - глэчика». Рассматривание готовых работ.

    Итог: Ребята, о ком сегодня мы беседовали?  Ребята что нового вы узнали о казаках? Какие новые слова вы запомнили, что они означают?  Как трудились казаки? Какую работу выполнили вы? Что понравилось вам больше всего при встрече? Что бы вы хотели узнать в следующий раз?

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: maslennikovainna2017 (15.11.2016)
    Просмотров: 373 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar